Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Обидчивость

Достаточно понятна обида как экзистенциально-психологический симптом, но меня интересует обидчивость. Обидчивые люди, обратившие на себя мое внимание очень незаурядны, высоко интеллектуальны, образованы, способны к кропотливой осмысленной интеллектуальной деятельности, "экзистенциальной логике"… И очень, болезненно, одиноки…

Что объединяет их в их обидчивости? По каким механизмам она возникает и чем поддерживается? Почему они вызывают глубочайшую приязнь и интерес, а продолжительное общение с ними начинает тяготить. Ведь сближаясь со мной они (я так чувствую) вскоре начинают пытаться возложить на меня вину за все их ошибки и ответственность за всю их жизнь. Что их толкает на такое отношение к если не близким, то "приближающимся" людям?

И обидчивость - удел личностей истерических, нуждающихся во внимании, тщеславных и тонко чувствующих. Но видел я много истериков, где обидчивостью и не пахло. От них мои обидчивые отличаются выраженной неуверенностью в себе. Похоже, именно эта неуверенность и есть ядро обидчивости. Неуверенность в себе с тщеславием до истеричности, одаренностью, неприятием ответственности за свою жизнь (хотя на рассудочном уровне эта ответственность может декларироваться и абсолютно приниматься).

И невротические отношения с Богом. От абсолютного атеизма до религиозной истовости, но… Он то, конечно, есть, но до меня ему нет дела. До других есть, а до меня - нет! Атеизм, как отсутствие мужества и обидчивость как отсутствие мужества. "Обретение веры означает проникновение в глубины подсознания и их подключение к сознательной жизни " [Ролло Мэй "Искусство психологического консультирования"].

Где взять это мужество? Где его источник? Что же такое мужество вообще? Для меня мужество (и очень близкое к нему по сущности своей терпение) - это способность деятельного человека выдерживать напряжение противоречия между Богом и культурой, ответственностью и традицией, сутью и формой, правильным и привычным, ДЕЙСТВУЯ всегда в пользу первого. Т.е. мужество - это способность поступать ПРАВИЛЬНО, преодолевая любое сопротивление среды. И еще мужество - это ПРИВЫЧКА совершать мужественные поступки, как терпение - это привычка (а точнее - навык) терпеть. Значит мужество и терпение необходимо ВЫРАБАТЫВАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬ. ПОСТУПКАМИ.

Обидчивый человек бывает очень деятельным, даже изнуренным, но, видимо, совершает он немножко не те поступки. Не хватает мужества признаться себе, чего же он хочет, не хватает мужества поступать соответственно, нечем оправдать приложенные усилия. Вот и обидно. Обидно ВСЁ.

А значит опять нужно начинать с проработки миссии и целей.

 

04.2006

Рубен Могилевский, врач-психотерапевт ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).
Белоруссия, г. Могилев.


 

Термины

Агапе

Агапе — античное понятие, обозначающее любовь к ближнему.

В греческой философии было введено различение понятий „агапе“, выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и „эрос" представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение. С начала распространения христианской культуры понятие "агапе“ получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг по отношению к другу. Во многих философских системах понятие „агапе“ занимает центральное место, например, в философии Плотина („Эннеады“) или Ч.С. Пирса (1839–1914), который видел в нем творящую энергию эволюции природы.

Психологический форум

Цитатник

Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь.

Сальвадор Дали